Мысли о родительстве
НЕКОМФОРТНАЯ ЛЮБОВЬ

Каждый день мы стремимся к счастью - во что бы то ни стало. И каждый день глубоко внутри нас рождается желание каких-либо важных дел, которые бы наполняли нашу жизнь смыслом. Мы их ищем спонтанно, думая что и как сделать.

Но есть вещи, за которые взявшись, можно делать ежедневно. Это большая ответственность, но именно она даёт человеку настоящую радость дней.

Человек нуждается в человеке, а ребёнок нуждается в родителях. Каждый нуждается в верности, которой так мало. Дитя может вырасти в самых лучших условиях, но если не было любви и верности, это ничего не значит.

Поэтому любовь и верность - это самое главное, что может дать человек. Не количество подарков или сладостей, а самое главное - любовь. А она и рождается в нас, когда её нет, но есть тот, кому она так необходима...

Ежедневно мы вкладываемся в материальное, а ведь так важно не только не забывать о духовном и благом, но и ставить его на первое место. Именно поставление важного и весомого на первое место делает нас настоящими людьми.

И сколько бы мы ни сделали хороших поступков, если они не направлены на конкретных людей и на их преображение, - это не приносит ни плода, ни удовлетворения.

Многого происходящего вне нашей жизни мы не знаем, поэтому и ограничиваемся только самыми близкими родственниками. А со временем жизнь захлёстывает так, что и родственники оказываются как бы за бортом: некогда, нет повода, трудно.

Человеку просто необходимо выходить за привычные круги своего существования - ему нужны другие. Именно так происходит умножение жизни и настоящей радости среди нас.

Помочь человеку нефрагментарно - высшая точка бытия. Когда совершенно реально, а не на словах, что-то сдвигается. Таких возможностей очень много, ведь слишком многие отказываются от призвания быть человеком.

Можно вдруг породниться с внезапным прохожожим, можно пойти в больницы и хосписы, а можно и принять кого-то в дом. И последнее особенно актуально, когда так много детей живут в неплохих условиях, но у них нет главного - любви и верности.

***

ВОСПИТАНИЕ, КОТОРОЕ МОЖЕТ УБИТЬ

Каждый день рождаются всё новые и новые подходы к воспитанию детей. Кругом говорят о различных прорывах, которые обеспечат будущее маленьких гениев. Родители не успевают прочесть одну книгу, как тут же появляется десяток.

Порой кажется, что мы проводим новые тесты, качество которых станет понятно лишь через десяток-другой. Проблематичность данной ситуации заключается не во множественности подходов, а скорее в центральной идее, которая порождает колоссальное количество новых подходов.

Повзрослев, получив образование, встав на ноги, вчерашний ребёнок начинает жить. Однако сама жизнь, если её проживать качественно, не всегда представляет собой виртуозную игру гения.

Ежедневно необходимо проделывать массу кажущейся бесполезной работы, невидимых для внешнего наблюдателя телодвижений, упорядочивать всю совокупность рождающихся по тем или иным поводам - мыслей. Гениальность - это не внешний успех, а именно искусство глубочайшего осмысления того момента времени, в котором ты живешь.

Воспитывать гения - это значит, убивать своего ребёнка своим тщеславием. Задачей такого воспитания является не раскрытие личности, а удовлетворение своих амбиций за счёт своего «кровного богатства».

Безусловно, каждый ребёнок - потенциальный гений, но желанием сотворить гения вся личностная составляющая сходит на нет, и создаётся творение, которое должно всё делать виртуозно и изящно. Однако если задуматься над тем, сколько времени и сил требовалось великим людям, чтобы создать шедевры, то мы могли бы увидеть не столь изящную картину.

Мы хотим воспитать гения, потому что сами не в восторге от своей жизни. Очевидно, что недовольный своей жизнью человек не может воспитать того, кто будет любить жизнь и всякое подлинное творчество. Поэтому воспитание должно начаться с самих себя, с внутреннего анализа своего состояния, с самопроверки относительно тщеславия.

Крайне необходимо посмотреть, получается ли у нас каждодневное гениальное творчество - преображать хаос в порядок и красоту? Если этого нет, то чрезвычайно сложно будет гениальность привить путём искусственного творческого оплодотворения.

Гениальности можно научить, убив в себе тривиальность, сухость и недовольство. Жизнь должна стать интересной во всей её неказистости. Призвание человека заключается именно в том, чтобы преодолевать уродливость жизни.

Человек недоволен, а недовольство - это духовный запрос на постоянное совершенствование личности. По-настоящему гениален ребёнок, не жалеющий для другого своей игры, своего печенья, своего времени, сил, внимания.

Вообще, гениальность вне людей невозможна: она всегда ищет адресата, который нуждается в чём-либо, а гений призван отозваться на вызов. Анти-гениальность всегда ищет подчеркивания своего превосходства, и в этом её зацикленность и смертоносность.

***

ВЗРОСЛАЯ ДЕТСКОСТЬ

Однажды ребёнка начинают ломать… Делают это не специально. Просто надо ведь расти и взрослеть. И надо как-то в этом мире существовать.

Сначала объясняют, что вокруг него бывает всякое разное. Потом говорят, что есть страшные люди, злые дети. Потом окончательно перепрошивают под что-то.

Нужен готовый продукт, имея который нельзя испытывать стыд. Нельзя чтобы кто-то тыкал пальцами или говорил за спиной - это невыносимо.

Родителям очень часто приходиться переживать стыд. И когда воспитывают детей, схема повторяется. Как тебе не стыдно - именно такой фразой чаще всего одёргивают ещё интересующегося чем-либо малыша.

В течение первых лет родителям удаётся окончательно истребить искренний поиск прекрасного. Просто детское прекрасное почти не совпадает со взрослым прекрасным.

Взрослое прекрасное - это минимум движений, минимум беспокойств, минимум эмоций. Детское прекрасное - это максимум драйва, максимум беспорядка, максимум феерии.

Так важно учиться у детей непосредственности. Не учить их чему-то, не приучать, не вписывать. Дети - это дар, и главная ценность этого дара - возможность вновь и вновь проживать своё детство.

Мне как папе троих детей в последнее время всё больше думается, что надо перестать думать как папа. Мне надо думать как ребенок, немного старше, чем они. Я признаюсь, что это не получается, ведь я такой деловой и весь занятой.

А дети хотят участия и игр, им важно, чтобы я был внутри их мыльного шара игры, а не вне его. В этот шар надо ещё умудриться войти, не лопнув. Такой фокус надо будет повторять постоянно.

Новые люди даются нам, чтобы не ржаветь, а дети - это постоянная возможность быть живым. Я порой не знаю, делать ли замечание-наказ или просто сидеть, смотреть и смеяться. Я смотрю на себя со стороны и понимаю, что мне самому больше надо себя менять, нежели их.

Конечно, дети редко знают меру, но и здесь они готовы слушать, если есть что предложить. Всегда и везде, если тебе с ребёнком не скучно, то и ему никогда не будет скучно с тобой.

***

ИМИТАЦИЯ ОТЦОВСТВА
(исповедь перед самим собой)

Я - образцовый отец. Да, со стороны все хорошо. У меня супруга, трое детей. Кажется, мы счастливы каждый день. Я делаю все, что полагается отцу.

Хоть я и много тружусь, вожу в сад, регулярно гуляем, максимально стараюсь, чтобы все было как надо. Но периодически я задумываюсь, а так ли оно на самом деле? И если не так, то что именно не так и что надо изменить?

Эту статью я решил написать, чтобы совместить свои хаотические мысли последних нескольких лет. Я провожу много времени с детьми, они довольно часто рядом.

Но я постоянно ловлю себя на мысли, что чего-то важного достигать получается совсем редко. День за днем я не успеваю чего-то, и меня это тревожит, но и просто определить это не получается, поэтому лучше сесть и написать.

Вот мы пошли гулять, и, казалось бы, вот они дети и вот он папа, - здравствуй, счастье! Мои мысли - моя беда: они летят, как машины в формуле-один.

Если образно представлять то, что в моей голове всегда - это московский метрополитен, где каждый человек - это мысль или идея. Но ведь есть и, действительно, важные дела. Все это меня похищает, и приходя домой, я понимаю, что не было никакой прогулки…

Нет-нет, хочется сразу оправдаться и сказать: но ведь я могу всеми этими поездами и всеми этими людьми в метро управлять! Поезда - это главные мысли, это мои обязательства, они должны быть по расписанию. Люди - это мои идеи - каждую возьми и начинай развивать.

Да, я могу останавливаться и размышлять над каждой спокойно и не торопясь так, чтобы ничто другое не мешало, но только не с детьми. Я бегу от них, считая себя супер-папой…

Много времени проводится в машине, но это никакое не общение. Ты впереди - они сзади, и сколько бы хороших вещей ни происходило там, общение такое всегда будет рваным, неполным, отрывочным.

Остается дом, но и там всегда есть то, за чем хочется протянуть руку - телефон с соцсетями, любая из интереснейших книг, компьютер с оправданием работой. Вот подходит один из трех моих зайцев и говорит, давай поиграем, я киваю-обещаю-говорю-только-подожди, но через какое-то время меня уже нет, потому что надо бежать по делам.

И они никогда не обижаются на меня, но от этого еще тяжелее, и может, именно поэтому я написал все это… Для себя, в первую очередь.

***

КАЖДЫЙ - ОСОБЕННЫЙ!

Когда я иду по городу, мне так не хватает разнообразия. Увиденное вчера на экране или в компьютере узнается сегодня. С каким-то надрывом мы проводим в жизнь идеи и мысли тех, кто нас даже не знает.

Мы почему-то верим, что именно так надо жить, так строить отношения, так воспитывать детей. Меньше всего мы доверяем своему сердцу, ведь если оно отзовется, придется многое перестраивать.

Когда я бываю на детских площадках и вижу особенных детей, мне становится радостно. Все дети для меня особенные, однако же есть что-то в детях, которые больше ни на кого не похожи. Даже между собой детки с каким-либо синдромом никак не схожи.

Безумный мир считает их ненормальными и почему-то боится. А боится потому, что приняв одного такого в свое сердце, невозможно будет уже быть жестоким.

Зачастую мамы стесняются своих детей и боятся появляться на детских площадках. Сегодня уделяется много внимания особенным детям, но ненормально то, что об этом говорится как о какой-то проблеме для общества.

Особенные дети - источник потенциальной опасности и страхов. Мы привыкли жить схемами и понятно, как себя вести с типичным ребенком. А те или иные отклонения от типичности нами всегда считываются как злоба и агрессия, что далеко не так.

С каких-то пор я специально стараюсь расширять круг общения моих детей. Это всегда страшно, ведь другие могут и не принять, и обидеть, и нанести раны. Но главное, что в эти моменты я сам рядом.

Если что-то пойдет не так, всегда можно направить в нужное русло. Много раз ребенок плакал, недовольный поведением других детей, и каждый раз я старался объяснить и помочь ему вновь пойти на контакт и не бояться.

Мы слишком торопимся выносить суждения, ставить штампы, записывать в ненормальные. Каждому из нас для гармоничного сосуществования необходимо ставить вопрос о само-адекватности. Очень часто чтобы сохранить сокровенное и важное приходится идти на беспрецедентные шаги, похожие на сумасшествие.

Но это случается только тогда, когда надо нам и только нам. Поэтому чтобы дать возможность не только быть, но и быть принятыми особым детям и взрослым, - необходимо выйти за рамки своего комфорта и безопасности.

Написано по просьбе, для журнала "Энциклопедия здоровья и красоты" в 2015-2016.