Фрагменты встреч с матерями. Часть 2: дети
***

НАЛАЖИВАТЬ ОТНОШЕНИЯ С КРЕСТНЫМИ

В церкви говорят, что крестные родители даже выше, чем обычные родители. Почему? Это кажется странным, это феномен. Дело в том, что духовные вещи - те, которые будут развивать ребенка личностно, он не во все возрасты может воспринимать от родителей.

Переходный возраст – это возраст, когда дети все критически воспринимают, особенно сказанное родителями. В этот период очень важно то, что у семьи есть друзья, и даже больше, чем друзья, - те, на кого ребенок мог бы посмотреть как на пример и в общество которых он мог бы быть вхож.

Эта разноплановость важна, чтобы понимать: вот эта семья – другая, здесь те же принципы в жизнь проводятся, но иначе. Поэтому современная семья, которая пытается замкнуться в себе: муж жену не пускает, жена мужа не пускает, все друг друга не пускают, у нас такой мирок, мы его создаём, – вот это все однажды рванет.

В этом смысле, конечно, важно принцип открытости обозначать. Почему должно быть два крестных? В чем логика? Почему они должны быть не мужем и женой? Потому что это должны быть люди из разных семей, из разных миров, с разных планет, скажем, но они должны быть того же духа, что и ваша семья.

Какая проблема обычно у крестных? Они не бывают в гостях, они теряются. Поэтому надо здесь быть очень осторожным и в собственном выборе, и когда вас приглашают быть крестными.

На каком принципе должно основываться ваше решение? Вхожи вы или не вхожи в семью. Если не вхожи, можете даже не пробовать соглашаться, можете сразу объяснить: давай спроецируем на будущее, как это будет? Возможно ли близкое общение? Потом же я буду виноват, да?

Если у вас уже есть крестные, с которыми у вас совершенно нет никаких контактов, то меняются роли. К примеру, вы - родитель, а у вашего ребенка есть крестный.

Если вы сами двинулись раньше в плане духовного воспитания, и вы видите, что обгоняете его крестных, духовно вы становитесь крестными по отношению к крестным вашего. На вас все равно эта ответственность лежит - духовные связи сохранить и восполнить их, и привести в соответствие.

Если форма есть (крестные), а истинного наполнения (общения) – нет, тогда встает вопрос не о том, почему так все плохо, а о том, кто будет наполнять это содержанием. Конечно, это ситуация полного перевертыша.

Потому что налицо обычная ситуация, когда мы не понимаем, зачем мы вообще приходим в церковь, зачем крестим детей, зачем люди берут на себя эти обязательства. Люди, которые их берут на себя, они в церковь-то приходят буквально один раз, когда становятся крестными, очень много таких.

Вчера, к примеру, я встречался с программистом. Он разработчик сайта, и мы общаемся по делу, даю ему указания: это нужно сделать, это.

И вдруг он говорит: отец Петр, вот у меня дети еще не крещены. Ситуация ненормальная: он по ходу каких-то дел задает такие серьезные вопросы.

Отвечаю ему: давайте отдельно с женой приедете, поговорим. - Вот, детей не с кем оставить. - Да приезжайте с детьми...

Эти все вещи, которые люди как аргумент вываливают, сразу их - чик-чик-чик - подрезать нужно на корню. Ведь когда надо, люди же едут и за границу, и детей оставляют на три месяца в деревне...

Важно понимать, что люди не виноваты, это просто желание быть, как все. Они просто о вере не знают. Я не склонен обвинять людей, нужно это наполнять содержанием.

Проблема в том, как объяснить. Это порой кажется вообще невозможным. Вот я только сейчас научился объяснять – последние полтора-два года. До этого вообще не мог.

Люди обижаются, уходят, расстраиваются... Ну что? Что вы не покрестите что ли? Что вы нам отказываете или что?

Это проблема внутренняя, проблема восприятия. И, конечно, на крестных тоже может быть какая-то обида. Потом может быть претензия. Могут быть невыполненные ожидания.

Конечно, в христианских сообществах, в христианских отношениях не должно быть никаких претензий. Ни ожиданий, ни обид.

Поэтому это надо сразу убирать и вводить вопрос ответственности: кто конкретно за эту ситуацию ответственен?

***

ПРЕОДОЛЕВАТЬ СЕМЕЙНУЮ ЗАМКНУТОСТЬ

Есть такие формы семейного эгоизма... Когда муж на жене зациклен - жена на муже. Дети на родителях - родители на детях.

Почему я советую побольше гостей приглашать и почаще общаться в принципе, даже если вы не можете домой пригласить? Ведь это степень уже большей открытости - если ты домой приглашаешь...

Почему мы не можем позвать домой? Это предполагает, что встреча служит началом общению очень глубокому и очень открытому. Это шаг ответной любви. Это углубление.

Нужно чтобы богатство мира открывалось ребенку не только через родителей. Традиция иметь крестных и вообще церковное общение имеют здесь чрезвычайное значение.

Что я увидел на своих детях? У меня дома бывает много людей в разные дни и в разное время. И я увидел, что открытость моих детей именно этим и обусловлена.

Поначалу они смущаются, стесняются, закрываются. Это природа, это стихийно. Но вот гости приходят, есть общение, открытость, игры. И тут уже неважно, есть игрушки или нет, потому что у каждого пришедшего своя фантазия.

Я бы порекомендовал именно так делать. Не знаю, получится это или нет, но я нашел в этом большой плюс и большой выход для своей семьи. Еще раз повторим: нужно именно постараться раскрыться.

Очень часто семья (даже христианская) именно так и выстроена, как вы задали вопрос, - что в себе поменять? А есть вещи, которые ты сам лично не можешь поменять, – это ограниченность.

Это то же самое, как иногда люди задаются вопросом: а зачем Бог создал человека? И все гадают. Так в том и ситуация, что есть некая ограниченность. Хотя мы, конечно, думаем, что в Боге-то не может быть никакой ограниченности, да?

Так вот в семье, хотя вроде бы она есть самая высшая ценность, но в ней есть ограниченность. Одной семьи мало. Поэтому нужны ближние, друзья.

***

ОТВЕЧАТЬ НА КАВЕРЗНЫЕ ВОПРОСЫ

Если ребенок спрашивает о Боге, о жизни и смерти, пытайтесь что-то перекладывать для него. Что-то одно - маленькое, но существенное. Серьезно отнеситесь к тому, что он спрашивает.

Обратите внимание, что когда родителям нечего сказать, или когда им некогда, или когда они говорят: перестань спрашивать, происходит самая серьезная катастрофа в семье: ребенок перестает спрашивать.

Это случается, как правило, уже годам к восьми, и на этом рушатся все связи в семье, сын или дочь переключаются на школу, на двор, на друзей, на плохие компании, а почему? А потому что там – говорят. Шлак, но – говорят! Спускают помои, но – говорят.

Поэтому запомните навсегда, что главное свойство человека – это общение, это речь. В семьях у нас в силу усталости общение отходит на второй план. И поэтому, приходя домой, хочется ли общаться с ребенком, хочется ли общаться друг с другом?

Давайте на примере обсудим. Наступил праздник Рождества – и о чем нам рассказать детям? Или Пасха? Вообще не о чем, да? Почитать им Евангелие? Не пройдет.

Можно прочитать - это как возможность оттолкнуться, но поймите, друзья мои, когда Вы просто берете книгу и прочитываете, вы решаете только вопрос заполнения времени и внимания. Вы должны понимать: что-то в ребенка должно запасть, чтобы он мог новое для себя взять для осмысления, для поступков.

Ведь в чем смысл прихода в храм? Мы приходим для того, чтобы вдохновиться чем-то. Чтобы мы начали иначе себя вести, размышлять.

Поэтому из евангельского отрывка или из тематической встречи надо вынести что-то специфичное для возраста своего ребенка. Самое лучшее – брать ситуации, которые у него встречаются в саду, или на улице, или друг с другом, и на эту тему начинать говорить, конструировать диалог.

Можно взять такой эпизод, где Христос кого-то исцеляет, помогает, или где-то наоборот, строго говорит. Поставить вопрос: почему ты делаешь что-то плохое и боишься признаться. Например, боишься об этом рассказать?

И надо вводить понятие, что какой-то поступок, в сторону уводящий, или совершающийся грех – это то, что не только тебе вред приносит. Или не только кому-то, но прежде всего самого тебя внутри разрушает и приносит боль.

В детстве надо делать упор на том, что ребенок переживает. Именно в этом вся сложность. То есть получается, что возраст дошкольный – это больше возраст эмоций и детских переживаний.

У нас, к сожалению, праздник Пасхи – это только яички и куличики поесть... А в плане того, чтобы родители могли транслировать детям радость Воскресения, – это намного сложнее.

Поймите, что книга должна вас связать с ребенком. Даже если вы просто прочитаете, вам все равно придется дать какой-то комментарий. По сути, вы должны ребенку проповедовать.

Проповедь - это что такое? Берется евангельский отрывок, и священник должен возвестить это же, только с тем, чтобы человек для себя понял, как начать ему что-то в своей жизни делать и менять.

А ребенок многого еще не делает, он очень ограничен. Вы знаете примерно, где у него пробоины? Например, он не может с детьми общаться, или он не может свою игрушку кому-то дать, или он плачет по поводу того, что игрушку сломали ему, или еще что-то.

Это все ценностные вещи. И надо в каждой ситуации быть готовым говорить на эту тему. Важно то, что бы вы сами учились осмысливать любую ситуацию в своей жизни, – тогда Вы сможете научить мыслить и своих детей.

Когда мы научаемся быть верующими людьми, нам приходится отойти от шаблонов, что жизнь уже прописана, что нам надо родить ребенка, нам надо его устроить в садик, надо, чтобы он хорошо учился…

В общем, нам, на самом деле, надо отойти от этих шаблонов, и так все будет, а помимо этого жизнь содержанием наполнить. Ведь жизнь – это главное таинство человека.

Вы синтезируете какую-то одну мысль, которая будет ребенку наиболее актуальна. И думаете, как ее предоставить: или это будет форма беседы, или это будет рассказ, или это будет совместный поиск решения.

Или можно же задачу задать. Смотри, вот такой-то мальчик то-то сделал... Давай подумаем, почему он себя чувствует виноватым в этой ситуации?

Задаете задачу. Начинаете с ним размышлять. Апеллируете к тому, а подумай, как у тебя обычно бывает? И он начинает раскрываться.

Если вы вот так хотя бы один раз раскроете ребенка, даже если вы никогда не общались с ним на эти темы, - все! - вы уже сделали самое главное - он всегда будет просить вас это сделать, понимаете?

То есть это человеку нравится… Когда он раскрывается и чувствует, что с кем-то может делиться. Вот этого нам зачастую и не хватает!

***

В КАКУЮ СТОРОНУ ВОСПИТЫВАТЬ

Я хотел бы вот что сказать, дорогие мои. Во всех пособиях, которые я читал, смотрел, почему-то именно так определяются таланты, лидерство и вообще какая-то харизма – через интерес ребенка.

То есть что нравится. Что получается – то и будем делать. Даже в бизнес-книгах я читал эти вещи.

Проблема определения так называемых даров немножко неверна. Люди отталкиваются только от того, что получается и что интересно.

Но это не совсем верное направление. Получается, что ребенок и родители изначально знают, в каком направлении можно двинуться.

Конечно, то, что сейчас я скажу, будет странно. Но надо все-таки стараться двигаться не только в направлении - что получается и нравится.

Надо двигаться еще в обратном направлении. Потому что подлинные таланты, которые в человеке заложены, должны раскрыться посредством того, что человек будет делать с некоторым усилием, с некоторой сложностью.

На самом деле, конечно, у ребенка должна быть здравая уверенность в том, что ему интересно. Но как проверять здравость и нездравость?

Здравость проверяется очень просто. Поведением по отношению к тем, с кем ты этим делом занимаешься.

То есть задача прихода в танцевальный кружок не в том, чтобы лучше всех это сделать. А попытаться делать это так, чтобы иметь возможность сохранять с людьми и общение, и сплоченность. А это очень сложно.

Какая основная проблема всех этих кружков? Родители водят туда детей, чтобы удовлетворить, во-первых, свои потребности, а во-вторых, чтобы ребенка надрессировать в лидерстве.

Заметьте, почти никогда, выходя из школ и кружков, люди не сохраняют дружбу, почти никогда. В нормальном случае это все должно быть дружбой.

И тогда надо смотреть - идти ли дальше. Это очень важно – момент превозношения снимать.

Все, чего мы сейчас достигаем к 10-12-15 годам, раньше дети умели в 5-6-7 лет. Играть на фортепиано, например.

Вы знаете, как Моцарт, Бетховен свои первые произведения начали сочинять? Это была не просто гениальность. Просто если подход изменить, оно так будет.

Нам изначально не совсем нравится то, что дети что-то пробуют. Например, мы же не знаем, что рванье обоев может закончиться творчеством! А может быть, вообще определенностью в жизни, в своём деле. Мы просто не предполагаем...

Я просто по себе хочу сказать. Но я это уже, к сожалению, во взрослом возрасте нащупал. Например, на филологию я пошел, совершенно боясь.

У меня была задача прочитать много-много книг. Мне хотелось - я почувствовал недостаток. Но при этом я прекрасно понимал, что русский язык, фонетика – все это будет сложно для меня.

И это был страх определенный. И я сидел, потом обливался. Это было тяжело. Тяжелейшие уроки. Но прошел. И сейчас понимаю, что это хорошо.

Потом следующий шаг. Я пошел на библеистику в академию. Я выбрал специально самое сложное. И на этих двух примерах я понял, что надо выбирать всегда самое сложное.

Не самое простое. Не самое такое... Что принесет тебе успех, славу. А надо выбирать самое трудное.

Понятное дело, что у меня это сочеталось с моей верой. Но даже если люди чего-то не знают, все равно это очень важный путь.

Потому что когда человек многого достигает, он начинает этим хвалиться. Быть довольным этим. Задача в другом - не обладать этим.

***

ПОГРУЖАТЬ ДЕТЕЙ В ТВОРЧЕСТВО

Посмотрите, какая проблема у артистов? Возьмите любого фактически значимого: Фреди Меркьюри или из российских Григория Лепса, например. Какая проблема встает?

Вот человек творческий. Что по итогу? А по итогу пустота, понимаете? Человек не знает, что дальше-то с этим делать.

Почему? А потому что таланты его изолируют. Он вроде бы выступает и поет. И вроде бы есть общение. Но основного нет.

Недавно смотрел творческий вечер одного интересного нестандартного певца – Глеба Самойлова. Он сидел в театре, где расстояния до людей было очень мало.

Но когда его стали спрашивать, он сказал: ребят, мне не нравится это место, но пришлось. Я не могу с вами общаться, я не вижу ваших лиц, поэтому я люблю в клубах выступать.

Я прекрасно понимаю, что отношение к клубам очень разное. Но для него это важно. Чтобы те, с кем он входит в общение через свое творчество, были очень близко к нему.

И в этом смысле всякое творчество должно как раз быть прорывом к людям. Потому что творчество, если оно не направлено на человека, на людей, оно всегда зацикливает человека на самом себе.

Это такая своеобразная наркомания. От самого себя человек зависит. И мы в школе прививаем это с самого детства...

Поэтому самое лучшее, когда вы что-то даете, сразу ребенка направлять. Вот ты молодец, направь это на других.

Я помню, в школе после уроков мы оставались и объясняли тем, кто не успевает. Пытались как-то прорешивать с ними, что-то подсказывать.

Потому что прекрасно видели, что есть возможность дать списать, но этого не надо делать. Важны сразу два момента: изначально объяснить, зачем тебе это, а дальше уже показывать, как направить.

А здесь встает проблема. Проблема зацикленности семей на самих себе. Мы говорили об этом на прошлой встрече. Проблема в том, что когда семья сама по себе, есть возможность поделиться только с младшими братьями или с теми, кто есть в семье.

Надо немножко расширить это. Обязательно надо найти возможности идти дальше. Хотя бы даже с теми детьми, которые во дворе, хотя бы как-то.

Это чрезвычайно сложно, это всегда страшно. Мало ли что, дети придут, дети украдут, дети что-нибудь сделают? Вообще страшно начинать общаться.

Но тем не мене мы все в этом нуждаемся. Чтобы были какие-то новые знакомства, была какая-то, скажем, опасность общения и возможность поделиться.

Если это будет, то очень многие проблемы решатся на будущее. Если нет, тогда будет вечная проблема.

Ко мне приходят, например, и спрашивают: почему вот так? Вроде образование, я вроде все делаю, а почему люди такие неблагодарные?

Я такой специалист, я все умею, почему они меня не ценят?. Понимаете? То есть человек подсажен на эту иглу – чтобы его все время ценили. Он всегда делает не в качество, а в то, чтобы его оценили.

И поэтому если говорить о звездах сцены, которые быстро гаснут, то какая у них проблема, почему они гаснут? А все... они себя уже в другом качестве не видят. Все, их не ценят, понимаете?

Поэтому этот вопрос надо решать. В чем проблема творчества? Что мы делаем, отдавая детей на всякие развивайки?

Я часто это повторяю: задача не в том, чтобы их пройти. А задача в том, чтобы через них обрести себя.

Вот зачем нужна школа? Я родителям постоянно ставлю этот вопрос. Зачем нужна школа, объясните мне? А вы не сможете объяснить. Так надо!

И поэтому дети не понимают, зачем туда идти! Зачем надо ходить на физру девочке, если ей физра не нравится? Зачем мальчику ходить на химию, если она ему не нравится?

Понимаете? Зачем это надо? Потому что бывают довольно неожиданные вещи, как в моём случае. Я не любил ни русский, ни литературу, но у меня были всегда хорошие оценки…

И так получилось, что в итоге гуманитарное направление стало прерогативой в моей жизни. То есть зачем это надо? Чтобы человек, пройдя через это, смог пробиться к себе, к пути жизни.

Не в том, чтобы он стал схемой. И чтобы он что-то в обществе полезное сделал. Не в этом дело. Иначе он так и будет частью схемы.

А чтобы он через образование мог определить черты своей личности. И в этом смысле сегодня и преподаватель не всегда это понимает. И не понимают сами ученики...

Фрагменты встреч в детском центре "Амадей", 2015.