Женское усилие и ответственность
Во Имя Отца и Сына и Святого Духа.

Сегодняшний воскресный день, братья и сестры, именуется «Неделя жен-мироносиц» и это очень трепетная тема. Кто же она такая женщина-христианка? Есть очень много мыслей и домыслов. Важно посмотреть не на то, что мы считаем нужным говорить на эту тему, а что же Господь раскрывает нам, какое же достоинство у женщины, какое у мужчины и какова есть мера ответственности. Потому что часто в разговорах, в бытовых ситуациях, даже будучи верующими, ходящими в храм людьми, мы совершенно все перекашиваем, все происходит наоборот.

Послушаем Евангелие (от Марка 16:1−8), которое только что читалось на славянском:

«И как уже настал вечер, — потому что была пятница, то есть день перед субботою, — пришел Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия, осмелился войти к Пилату, и просил тела Иисусова. Пилат удивился, что Он уже умер, и, призвав сотника, спросил его, давно ли умер? И, узнав от сотника, отдал тело Иосифу. Он, купив плащаницу и сняв Его, обвил плащаницею, и положил Его во гробе, который был высечен в скале, и привалил камень к двери гроба. Мария же Магдалина и Мария Иосиева смотрели, где Его полагали.

По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его. И весьма рано, в первый день недели, приходят ко гробу, при восходе солнца, и говорят между собою: кто отвалит нам камень от двери гроба? И, взглянув, видят, что камень отвален; а он был весьма велик. И, войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись. Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен. Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам. И, выйдя, побежали от гроба; их объял трепет и ужас, и никому ничего не сказали, потому что боялись».


Братья и сестры, на лицо все то, что и сегодня происходит с тем, что мы называем религиозностью (с верой мужчины и женщины). Буквально каждый день мы можем жить воззрениями, что мужчина самый сильный и всегда должен принимать решения. Но в тех или иных ситуациях мы видим, что женщины начинают агрессировать, потому что это не так, потому что одно дело — сильный, а другое дело — ответственный. И очень часто, то что мы соотносим с силой, совсем не позволяет человеку делать те или иные стремительные шаги.

Мы видим, что апостолы скованы страхом и разбежались (все тоже самое, как и сейчас), а вот женщины вместе, потому что они знают, что Иисуса Христа (Господа) похоронили очень быстро, потому что наступала Великая Суббота, почитание которой было очень важно было в то время. И они жили всю субботу (еще почти целые сутки) переживанием, что Тот, кого они очень сильно любили и любят, положен во гроб не так, как нужно, они живут этой заботой. И самое удивительное, что это забота парализовывает всякий страх в них, так что у креста стояли именно жены-мироносицы, то есть апостолы разбежались.

Но здесь важно понимать, братья и сестры, что у женщин не совсем было то достоинство, в те времена ей нечего было терять, потому что когда у тебя нет ничего, когда ты не мыслишь себя чем-то или кем-то, то тебе и терять-то нечего. И в этом смысле, конечно, этих вещей во многом нам не хватает. Мы живем сегодняшней ситуацией, где-то, что имеют вроде как достоинство мужчины, женщины очень часто хотят взять и теряют то драгоценное, что важно перед Богом. Все то, что ты хочешь сделать и это драгоценное оно в тебе побеждает всякий страх. И вот Господь удостаивает их того, что они первые узнают о Воскресении Спасителя.

Но тем не менее, то чем они жили, та ситуация, она не позволяет им идти и проповедовать, потому что они боялись. Боялись, прежде всего того, что они узнали (этой вести), потому что она была неслыханная, но также они боялись того, что их никто не послушает, это было невозможно. И получается, что Господь им дает эту весть и этим самым показывает, что все, с этих пор достоинство женщины меняется, все вдруг меняется, все встает на свои места. И там, где мужчине не хватает чего-то, женщина может это пойти и совершить.

Братья и сестры, сегодня все чаще приходится слышать, что храмовая жизнь для одиноких женщин, например, и это говорят семейные люди. А одинокие говорят, что храмовая жизнь для семейных, и получается, что храмовая жизнь для бабушек, получается, что ни для кого. Когда мы чувствуем, что надо идти к Богу, что должны жить в постоянстве этой духовной жизни, что Господь как-то призывает, то мы начинаем первое что делать — искать каких-то оправданий.

Удивительно, если совместить все эти примеры и выслушать всех одновременно, то получается такое равновесие: храмовая жизнь ни для кого и не для мужчин тоже. Наша современная культурная составляющая такова, что мужчина — это божок, то есть прям такой антагонист Иисусу Христу Господу нашему. Почему?

Потому что даже приходящая в храм женщина мечтает (если она одинокая или замужняя) о том, чтобы муж всегда и во всем был прекрасен. И получается, что мы находимся в храме, но у нас культ не Господа и Спасителя, не почитание Воскресшего, а почитание мужчины в головах и отсюда все то, что мы имеем, то есть мы ничего толком не можем сделать.

Поэтому чаще всего у нас проблемы и в отношениях, и в семьях, и везде, потому что там, где встречается ревность, мы не понимаем, что это ревность к Нему, то есть к Спасителю. Порой мужчина понимает, что он, конечно, молодец и должен много чего делать, но он не дотягивает по мере ответственности, а мы на него это взваливаем.

И вся наша современная культурная составляющая поменялась, концепт культурный поменялся, он не как в Евангелие. Если в Евангелие мужчина — это человек, который почитает Бога и знает свое место перед лицом Божьим, то сегодня мужчина — это тот, кто претендуют на место Бога, и в этом не они виноваты, а те, кто имеют соответствующие воззрения.

Сегодня праздник и многие считают, что день жен-мироносиц — это такое 8 марта, даже многие женщины думают, что раз на 8 марта не дарил розу или духи, может сегодня подарит. Но важно понять, что все коллизии зависят именно от нас, и мы думаем, что можем поменять. Батюшка говорит о культурном фоне и так далее, вот нужно поменять как раз личные воззрения, перестать обожествлять друг друга, мужчине женщин и женщинам мужчин. Конечно, на лицо этого нет, мы не видим этого. Но каждый день то, о чем мы думаем и мечтаем, о чем все разговоры мужчин и женщин, это и есть культ.

Братья и сестры, очень важно освободиться от всего этого и наконец увидеть, что достоинство перед Богом и мужчины, и женщины соответствующие, но мера и степень ответственности разная. К примеру, во времена Христа ответственность мужчин была больше, а сегодня ответственность женщин больше. Почему?

Потому что в основном женщины в храме, и нет никакой проблемы в том, что у нас женщин больше, и слава Богу за каждого и за каждую. Когда мы думаем, что это плохо и так далее, то мы как бы говорим Богу: «Господь, зачем ты нам привел этих женщин, и почему мы теперь должны мучиться с ними, приведи нам мужчин, пожалуйста». Но когда Господь начинает приводить мужчин, с ними еще больше проблем, потому что они же больше могут сделать и начинают это брать и вот еще сложнее.

Братья и сестры, нам важно увидеть, что каждый из нас перед Богом может что-то совершать, что любая женщина (будь она замужняя или незамужняя) может что-то перед Богом творить. И важно это увидеть в Евангелии, потому что среди жен-мироносиц были не только одинокие, как Мария Магдалина, а были также и замужние и, конечно, соответственно мужья их тоже шли за Господом и помогали в служении.

Если мы начнем читать послание Апостола Павла, то и там мы это встретим: Павел путешествует по городам, останавливается у верующих семей и перечисляет их (целуйте Акилу и Прискиллу, таких-то, таких-то и так далее), и нет в этом никаких проблем. Но сегодня когда мы чувствуем, что, наверное, кто-то другой за нас должен что-то сделать в храме и в Церкви, 100% это означает, что мы чувствуем Божий призыв, но пытаемся от него увернуться.

Важно находить нишу и свое призвание, как говорят наши святые отцы: «В человеке нарушен процесс, тело не слушается души, и душа не слушается Духа Божьего, все наоборот». И мы поступаем по-плотски и думаем, что если вот так, то это от Бога, а на самом деле в этой ситуации оказывается, что все наоборот. Если я иду в храм, и муж меня ревнует, может быть дело совсем не в том, что я хожу в храм, а в том, что мужу не хватает чего-то. И я прихожу, агрессирую и чего-то не дополняю, а еще больше и больше его в этом фиксирую.

Или например, многие, начиная дружить, стесняются говорить о вере, а вдруг замуж не возьмет. Таким образом мы уже заведомо обозначаем, кто в семье и в отношениях все-таки будет диктовать условия, кто будет Богом: Господь или все-таки муж. Важно понимать, что это не просто такие плохие люди, это грех перед Богом, когда мужчина, «благодаря» женщине не может снять с себя эту карикатуру всегда крутого мужика. Это надо убирать, и тогда мужчина сможет прийти в меру образа Божия, послужить и сделать то что нужно, но наши мерки, они выше, чем даже мерки Христовы. Мы во всех ситуациях требуем, чтобы человек поступал абсолютно, но даже Христос говорит, что человек достоин прощения, веры в Него.

Братья и сестры, если мы присмотримся к нашим разговорам, мыслям, всему тому, что происходит, мы вдруг можем обличиться, что тон нашей действительности задаем мы, что мы ее создаем. И да, она уже кем-то была создана, но сегодня на нас ответственность такая, чтобы что-то с этим сделать и приходится поступать не как все (это очень важно), а как нужно, переставая мыслить о себе, что мы такие или такие. И спрашивать: «Господь, как Ты смотришь на каждого из нас, кто мы есть перед Тобой, и что я могу для Тебя сделать».

Поэтому сегодня, когда имеется такой разлад, когда очень сложно приходить к Богу, нам важно осознать меру своей ответственности и понимать, что каждый может перед Богом что-то сделать. Раз культура наша, люди заражены этим грехом, например, что мужчины не могут слушать женщин, значит женщина, которая пытается проповедовать и говорить о Боге, должна озаботиться тем, что раз ты меня не слышишь, послушай того, кто является таким как ты, но верующим.

И видите какая проблема, например, в семье есть замкнутость, и мы не можем никого позвать, с кем-то состыковать, пообщаться, а было бы как раз хорошо иметь такие отношения в Церкви, чтобы неверующий муж, например, мог увидеть другого верующего человека. Как это сделать, если его не затащишь в храм, совсем не затащишь? Где искать этих людей? И поэтому важно понимать, что мы должны видеть верующих людей и вне храма, иметь это общение. Так бывает, что Господь не благословляет, чтобы именно мы приводили человека к Богу. Почему?

Потому что когда мы создаем этот культ и поддерживаем его, а затем начинаем проповедовать Воскресшего, в человеке есть остатки боли от того, что ты делал, когда почитал культ мужчины, когда ты требовал и уничтожал, все время пытаясь что-то предъявить и говорить, что ты должен это или это. В этом плане, конечно, современная женщина стала мужеподобной, даже более агрессивной, чем сами мужчины, и это тоже грех перед Богом, надо что-то с этим делать.

В Церкви должно происходить освобождение от всего этого, братья и сестры, не надо пытаться вклиниться в эту составляющую. Не нужно как в магазине подбирать полувер к брюкам, а пытаться, как раз таки, оживляться живительной силы веры во Христа, и если мы это видим, важно это сделать.

Потому что для многих из нас вера — это не есть живительная сила нашей жизни, а совокупность каких-то обрядов и действий. И мы выходим из храма абсолютно теми же самыми. Давайте обернемся и посмотрим, сколько и что изменилось за последние пять или десять лет нашей церковной жизни. Я имею в виду качественно изменилось: в подходе к людям, к принятию, пониманию того, что мужчина может быть сегодня даже слабее, чем женщина, и что в этом такого, если так произошло. Задача женщин, женщин-мироносиц, тех, кто сегодня последуют за Господом, вернуть это достоинство, эту ответственность.

Аминь. Христос Воскрес!

26 АПРЕЛЯ / 2015