Быть благодарным
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Дорогие братья и сестры, только что мы с вами услышали отрывок из Евангелия от Луки о 10 прокаженных мужах. Я еще раз его прочту.

«Идя в Иерусалим, Он проходил между Самариею и Галилею и когда проходил мимо одного селения, встретили Его десять человек прокаженных. Они остановились вдали и громким голосом говорили: «Иисус, наставник, помилуй нас!». Увидев их, сказал Он: «Пойдите и покажитесь священникам». Когда они шли, очистились. Один же из них, видя что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога, и пал ниц к ногам Его, благодаря Его. И это был самарянин. Тогда Иисус сказал: «Не десять ли очистились, а где же девять? Как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника?». И сказал ему: «Встань и иди, вера твоя спасла тебя!»»

Дорогие братья и сестры, в нашей жизни хватает ситуаций и различных перепетий, когда мы ставим себя по отношению к Богу в таком ракурсе, что звучит единственный вопрос: за что мне это? И нередко бывает, что мы, будучи людьми достаточно верующими и грамотными, углубленными в познании церковных тайн, в какие-то моменты мысленно, когда нам что-то не удается или когда падает что-то на голову, мы спрашиваем: «Что это? Для чего это нам?».

Ни для кого ни секрет, что идем мы к Богу, понимаем, что хотим быть с Ним, но внутренне наши переживания где-то не очищены, и мы все равно ждем только благости, какой-то красоты, великолепия, счастья, удачи. Но путь христианина не всегда связан именно с этими вещами, а большей частью христианин призван преодолевать все эти моменты.

В данном отрывке Евангелия (казалось бы таком простом повествовательном моменте) есть вещи, на которых особенно стоило остановиться. Следует сказать, что действительно Господь переходил с места на место, и мы с вами должны обратить внимание, что Господь не выбирает только святые места и города. Так или иначе, ему приходится проходить через языческие селения или там, где проживают люди, которые не смогли сохранить иудейскую веру в чистоте. Галилея по большей части - это языческая страна, а Самария - страна с примесью чистой веры и язычества. Можно сказать, что многие наши города - это самаритянские города, где живут и люди верующие, и люди полуверующие, есть и галилеянине - те, кто от Бога совершенно отдалились. Поразительно, что Господь идет туда, где Его ждут, но постоянно видит людей, которые внешне не должны были быть Ему причастны, не должны были слышать Его слово. Так или иначе, Он останавливается. И в Евангелии очень часто говорится: «Господь посмотрел и увидел человека».

Наше с вами и Христово «увидел» совершенно разные вещи. Наше зрение всегда поверхностно, оно смотрит на внешние вещи, но когда в Евангелии говорится: «Господь посмотрел и увидел», это о том, что Господь прожил того, кто обращается к Нему. Он почувствовал, что этот человек по-настоящему, всем сердцем, хочет Божьего действия в его жизни.

Что значит Божьего действия? Это значит, что человек готов откликаться на Божий зов через то чудо или знамение, которое Господь готов проявить. И вот Господь увидел этих людей (этих десять человек). Это очень важно, потому что нам с вами чрезвычайно сложно увидеть сквозь грех или формальные отношения какие-то признаки Человека. Господь посмотрел и увидел их. А сказал Он совершенно удивительные слова: «Пойдите, покажитесь священникам». Он говорит законченную фразу, так мог сказать только тот, кто уже увидел исцеление в человеке.

Была такая болезнь - проказа, которая не позволяла людям жить в обычных городах. Они должны были жить отдельно, скитаться где-то между городов. Поэтому прокаженных можно было увидеть, переходя из города в город. И они, как правило, должны были за какое-то расстояние остановить человека и сказать: «Не приближайся! Мы - прокаженные! Иначе ты заболеешь!». Об этом очень хорошо и ярко повествуется.

Эти люди остановились на расстоянии, выкрикивая, чтобы Господь Иисус Христос помиловал их. Получается, что Господь еще до того как произошло очищение, дает им поручение пойти к священникам. К каким священникам? Тоже еще открытый вопрос. Потому что у самаритян, которые оставили чистоту веры, был свой храм. Об этом сказано в беседе Господа нашего Иисуса Христа с самарянкой. У них также было свое священство (насколько мне известно, самаритянское священство до сих пор сохраняется). Но самаритяне пошли с того момента, как иудеев переселяли языческие цари. И сделали это специально, смешав их с языческими народностями.

И вот Господь говорит им: «Идите, покажитесь священникам!». Именно тем священнослужителям, которых они знают. По дороге происходит нечто удивительное. То, что показывает в чьих руках действительно власть над всеми этими вещами. И сказано, что когда они шли, то очистились. Здесь самый важный момент, потому что по большому счету, дорогие братья и сестры, многим из нас ежедневно Господь дает чудеса. Просто в силу того, что мы не имеем духовного зрения, мы все время сосредотачиваем все свое внимание только на отрицательных моментах своей жизни. В то время как сейчас Господь что-то совершает (творит какое-то чудо), наше земное зрение смотрит в ситуацию и готовит повод для следующего чуда. Мы говорим: «Господи, здесь ты очень хорошо справился и все замечательно, но есть еще одна ситуация». Поэтому мы с вами очень часто представляем собой вот таких интересных людей, которые все время дают Богу возможность совершить чудо.

В Евангелии говорится, что исцеление достойно внимания, это важно, но важно и то, какая будет реакция у человека. А реакция у самаритян очень похожа на нашу. Действительно, крайне сложно, поняв кто по-настоящему участвовал в этом совершившемся чуде, вернуться и поблагодарить. Если мы с вами задумаемся, что тут такого, почему бы не вернуться к Спасителю и не сказать важное «благодарю». Но мы должны понять, что люди скитались годами, когда они увидели себя исцеленными, у них был повод пойти туда-то и туда-то. Может быть, их ждали семьи, какие-то дела и, конечно, человеку сразу приходит на ум, что нужно сразу же бежать и продолжать жизнь. Так вот, нам с вами, дорогие братья и сестры, важно проникнуться этим духом Благодарения. Кстати говоря, Евхаристия как раз переводится как благодарение.

Спроси у любого христианина: зачем он приходит в храм? Ответить сложно. Обычному человеку это не объяснишь. Если другой человек не проникнут даром Духа Святого, даром Благодарения, что тоже есть дар Духа, то и не объяснишь толком. Поэтому у нас всегда есть повод. Если мы идем в магазин - есть повод, в гости — есть повод, на работу - есть повод, а здесь формально повода фактически и нет, потому что Евхаристия - наша центральная молитва, это и есть наше благодарение. На самом деле при присутствии всех наших просьб центром является желание сказать Богу спасибо за все, что нам подается, включая наши просьбы, наши немощи. Собственно, мы с вами периодически удивляемся почему в храмах так мало людей.

Эта притча дает схематически-математический подход. Один к десяти, из тех, кто к Богу приходит, в чьей жизни Он дарует знамение. Не каждый человек способен откликнуться. Но давайте мы с вами обратим внимание насколько Господь прекрасен. Он не клеймит этих девять человек, не говорит, что они будут хлебать по полной, и что Бог даст им всякого зла и так далее. Он лишь спрашивает: «Где же остальные девять?». Очевидно пока эти десять шли, совершилось чудо и толпа, которая окружала Спасителя еще не поменялась. Это были те самые люди, которые помнили, что сделал Господь некоторое время назад.

Бог берет в назидание этот пример и спрашивает: «А где же девять?». Это не значит, что девять совершенно никогда не обратятся. Это очень важный момент, потому что мы все разные, нам надо тоже и сеять, и говорить, и назидать. Но мы не должны вынуждено толкать человека к тому, чтобы он последовал за Господом. Это всегда отклик в человеческом сердце. Господь, конечно, сокрушается, что у людей есть какие-то ценности, абсолютно важные в их жизни, которые они ставят на первое место. Но если задуматься какой выбор мы делаем, дорогие братья и сестры, то многое встанет на свои места.

Скоро Новый год, праздники и любой человек может быть поставлен перед выбором. Например, сделать продажи 7 января. Человек будет выбирать (пропустить все, что касается духовной жизни) и подумает: сейчас я заработаю себе на 2 месяца, а потом в храм смогу чуть ли не каждый день ходить. Мысль всегда примерно так работает. Но важно ни чтобы сейчас сполна и потом сполна, так сказать, важно то, чтобы в каждый момент времени жизнь и Господь были на своих местах. Делая выбор, мы это приобретаем сполна. Но это «сполна» нас же и накрывает полностью.

Сидит человек, есть у него выручка, а он в таком разрушенном состоянии, что нет даже сил пойти и потратить эти средства. И настолько убито настроение, что его никакая покупка не порадует: хоть в Тайланд съездить, хоть в Америку, это радости все равно не даст, потому что человек - духовно, душевно, телесное существо. Если духовной радости не хватает, она отсутствует, то ничто не может ее заменить. Для духа нужно духовное, для души - душевное, для тела - телесное. Если где-то что-то начинает отсутствовать, то человек начинает хромать. Мы знаем, что бывают и у нас перекосы. Иногда человек слишком уходит в духовное и перестает проявлять ответственность там, где это нужно, забывает о своей душе, о теплоте отношений, о принятии людей вне зависимости от того, принимают ли они тебя.

Эта притча, дорогие братья и сестры, все сказанное, пусть научит нас духовному видению нашей жизни и жизни людей, которые есть вокруг нас, посреди нас. Пусть Господь, который дает нам увидеть даже немощи, сделает возможным преображать нашу благодарность в то, чтобы и к этим людям направлять и слово поддержки, и все наше усилие. Если мы в людей вкладываемся, но эти люди хромают, дай нам Господь поверить, что все возможно.

В то время привести самаритянина к вере было нелегко. И иудеи не общались с ними, потому что думали: «Ой, не дай Бог, чтоб они нас перетянули в свое самаритянство». И сегодня многие так думают: будешь общаться с язычниками - станешь язычником, будешь общаться с каким-нибудь буддистом - станешь буддистом и т. д. Но если мы, видя свою жизнь, понимаем, что она регулярно духовная, в центре имеет Христа, всецело каждый день жизнь зиждется именно на заповеди Христовой, тогда нам ничего не страшно и вне храма. Даже выходя из храма, мы все равно живем Христом и церковью Его, духом нашей православной церкви. Это очень важно, потому что для нас во многом обратиться к опыту православия помогают трудные ситуации и моменты, которых у нас с вами много, непростых, иногда чрезвычайно сложных.

Пусть каждый день нашей жизни сияет Господь, пусть накануне Нового года и Рождества Христова у нас будут именно эти мысли, которые поставят на нужные места каждый из праздников, чтобы мы верно расставили акценты. Что для нас Рождество? Это отправная точка. Хотя и Новый год может помочь сблизиться и в чистоте пообщаться. Дай нам, Господь, быть ответственными за наши жизни и жизни наших родных и близких.

Аминь.

20 ДЕКАБРЯ / 2015