Быть христианином

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Братья и сестры, только что мы услышали с вами отрывок Евангелия от Луки, где приводится несколько примеров того, как Господь призывал своих учеников (Лк., 50 зач, X, 1-15), а также несколько примеров того, как они хотели за Ним пойти (Лк., 50 зач, IX, 57-62). Есть три показательных ситуации, которые так или иначе к нам с вами могут относится.

Не всегда понятно каково это — быть христианином в современном мире, в современной жизни. И дело в том, что очень многие из нас считают, что быть христианином — это быть хорошим человеком, добропорядочным, вовремя на работу приходить и уходить, если есть возможность подработку иметь и помогать всем по силам и как-то так потихонечку спасаться.

В Евангелии от Луки мы наблюдаем за некоторыми моментами, которые нам могут показаться странными и не всегда уловимыми для того, чтобы в свою жизнь это внести. Потому что все, что сказано Господом его ученикам, последовавшим за Ним, это все касается их внутренней свободы от тех людей, которые их окружают.

Например, чаще всего счастье христианина мыслится таковым, чтобы человек мог найти себе спутника жизни, пристанище, дом и был максимально статичным, то есть каждый вечер приходил бы домой и вечерял там и чтобы все было хорошо. А первый вопрос ученика ко Христу, как раз так и звучал: «Я хочу за Тобой последовать». И Господь сразу же предупреждает, что Сын Человеческий, за которым этот ученик хочет последовать, Он не имеет где преклонить главу.

Соответственно, у нас сразу же срабатывает толкование, которое какое-то время было очень и очень известно, и некоторые очень часто опираются на это, что раз мы этого не можем сделать, раз это не относится к нашей жизни, то это относится только к апостолам, только к ученикам, людям, которые встали и пошли проповедовать, сейчас это есть везде и поэтому нам это не нужно. И так незаметно это толкование, не являясь святоотеческим (больше таким народным пониманием), оно очень часто просто напросто выключает этот отрывок из нашего понимания, если к нам не относится, то и всё. Но здесь есть лукавая мысль — разве может быть такой фрагмент Евангелия, который бы к нам не относился?!

Очевидно, что автор Евангелия не стал бы тогда его писать, эта строка была бы не столь важной, поскольку не все в древнем мире записывалось, а записывалось самое важное, а что не нужно было записывать, то передавалось от человека к человеку. Это записалось и значит это важно.

И что же это все-таки значит — не иметь где главы приклонить? Оказывается, что человек становится несчастным именно тогда, когда внутренняя духовная жизнь останавливается, потому что счастье наше мыслится именно таким плотским: когда тебе есть что поесть, куда упасть и где переночевать, но оказывается что такая жизнь, которая связана с максимальным комфортом и минимальным усилием она и есть жизнь, которая человека изнутри разрушает. Оказывается человек должен иметь усилие.

Для того чтобы иметь усилие, у него должны быть поводы для усилия. Поводами для усилия является возможность выйти из этой статичности и поэтому этот отрывок относится к абсолютно каждому человеку, какого бы возраста он ни был, какие бы болезни у него ни были и чтобы с ним не приключалось. Главное в нашей жизни — можем ли мы в те или иные моменты жизни встретить Христа. Для нас с вами это не всегда понятно, потому как мы редко используем эту терминологию.

Мы говорим «нужно исповедаться и причаститься», мы редко говорим кому исповедаться, кому причаститься, что это Причастие Богу, это Причастие Иисусу Христу. Но мы забываем что все слова, которые говорит Господь наш Иисус Христос, они говорят о постоянстве человека, о том что причастившись в таинстве Причащения самому Христу мы можем каждый день быть Ему причастны через то, чтобы не быть привязанными к комфорту, обращать внимание на людей, которые нас окружают. И поэтому «не иметь где главу преклонить» это означает всегда и везде чувствовать что тебе не нужно сидеть на месте. Что можно быть там, где несмотря на отсутствие комфорта, изобилия пищи можно обрести радость более глубокую, обретенную на глубинах человеческого духа, когда есть посреди людей сам Господь Иисус Христос.

Вторая и третья реплики они тоже очень важны. Вторая говорит о том, что человек вроде бы хочет пойти, но у него есть одна и очень веская причина — надо пойти и погрести своего отца. Что это значит? Это значит, что отец или при смерти, или болеет, или у него явно старческое состояние. Он хотел бы последовать, но что-то его привязывает. Вы прекрасно знаете, что всегда и всюду и во все времена это было очень важным пунктом нашей жизни. Попробуй только не приедь на похороны к кому-то, попробуй только не появись и сразу же пойдет слух и что-то случится, скажут и т. д. Конечно, ладно, когда это друзья, ладно когда это просто сосед, но речь идет об отце.

Заповедь почитания родителей была очень звучной. И вот Господь говорит что нет, надо последовать. Почему Он так может говорит? Почему так резко? Дело в том, что в еврейском народе было немного по-другому. Это у нас сейчас умер человек и у него может быть один родственник или два, там люди жили более или менее общинной жизнью. Они общались дворами, домами, семьями и поэтому для этого человека это был внутренний повод не пойти. Есть еще наверняка дети, люди, которые будут еще какое-то время привязываться к быту и если мы видим, что кто-то будет заниматься всеми этими делами, то можем (во имя чего-то более серьезного) даже через это переступать. Но это может делать тот человек, который чувствует, что во Христе так нужно себя повести. Когда это случается?

Это случается когда жизнь человека очень напряженная, когда на одно и тоже время начинает претендовать несколько людей, когда человек хочет всецело жить христианской жизнью. Конечно, не у каждого такая ситуация возникнет, но если человек решает следовать за Христом, то так бывает, это нормально когда мы начинаем выбирать куда нам идти. И когда выбор наш не становится между грехом и святостью, а у нас становится выбор помочь этому человеку или вот этому, или еще, может быть, третьему.

И тогда действительно нужна мудрость Божия, чтобы опять же в лице какого-либо из этих людей не избрать себе комфортную жизнь. Мы знаем, что в нашей природе можно зациклиться на людях и с ними проводить время, порою впустую. Скоро будет Новый год, это очень яркий пример. Мы идем и вроде бы все хорошо и замечательно, но время впустую.

Третий пример, дорогие братья и сестры, он тоже очень важен, касается отношений, семьи. Но там немножко по-другому. Там звучит так: «Господи, позволь мне проститься с моими родственниками и я пойду за Тобой».

Ситуация вполне понятна, потому что за Христом следовали не только в рамках города, а в рамках городов. Представьте, человек живет, а у него сухо внутри и он никогда не слышал подобного, и чтобы послушать Христа нужно было идти из города в город. И вот они останавливались ненадолго и тебе хочется это слышать, ты понимаешь, что это важно и вот человек заслушался и ушел в другой город.

Он говорит: «Позволь мне проститься». Господь отвечает: «Не нужно оборачиваться». Если ты уже решил, если ты решил последовать, то не нужно оборачиваться. Мы должны понимать, что это звучит очень дерзко, странно, но если мы с вами попробуем посмотреть глазами Христа на всех людей, то мы поймем почему Господь говорит «не нужно прощаться».

Дело в том, что когда человек становится родным Христу, то есть по мере следования, он становится родным людям, каждому человеку. Поэтому христианин, где бы он не оказался, ему не столь важно крещеный человек или некрещенный, неважно он христианин или еще не христианин, он мыслит как Христос: люди не имеют Отца Небесного, они потеряли всякую связь с Богом.

Конечно религиозные движения, практики — это понятно, это все свидетельствует об их жажде найти Бога, но все равно есть пути, которые не ведут к Богу, потому что не ведут в сердце человека. Есть вещи, которые люди практикуют и они ведут к еще большему раздраю. Есть люди свято уверенные, что их религиозный путь спасителен, но почему-то они все это доказывают.

Если человек доказывает, значит он не уверен на 100%. Бывает так, что человек ходит и ему вроде помогает минут на пять, на десять, а дальше нет. К сожалению, бывает также у православных христиан: Причастился, пошёл и тебя жизнь смела очень серьезно. Нам надо научиться именно постоянству. Мы выходим из храма и для нас та жизнь — тоже храм Божий.

Обратите внимание, Христос именуется священнослужителем, Он именуется первосвященником и его священнодействия совершаются не только в храмах и синагогах, но Он действует везде. Главное Его священнодействие Словом. Он проповедует везде, научает и делает это в любви. Без любви оно людей уничтожает. Оно становится просто ригористическим правилом, в которое они не могут вместиться и оно их задавливает и все.

Вот эти три важных примера, дорогие братья и сестры, о которых нам надо задуматься. Почему? По одной простой причине, сейчас время Поста и нам очень важно при всей нашей статичной жизни вводить какую-то динамику в нашу жизнь. Это делается очень и очень просто — через введение заповеди любви, но максимально воплощенной — «Возлюби Бога и ближнего».

Бог — это Тот, кто обретается через внимание к ближнему, ближний — это любой, кто оказывается когда-либо рядом с тобой. Это необязательно папа-мама, дети, возлюбленные, родственники, это просто любой человек (в автобусе, на работе), где бы то ни было. Встает вопрос: можем ли мы быть сохранными в своей духовной жизни, это первое. Второе: можем ли мы преодолевать всю рознь и ненависть этого мира. Встает тогда и третий вопрос: а как тогда это делать?

Без Христа это невозможно и поэтому наша жизнь должна быть постоянной, мы должны быть внимательны, следить за состоянием своего сердца, заботиться именно во имя этого о нашей внутренней жизни. Стоит только отрезать эту нить с ближним и сразу же все наши Таинства, Причастия становятся ради себя. Мы приходим, чтобы нам было лучше, приятнее, прекраснее, но этого надолго не хватит.

Поэтому дай нам Господь, дорогие братья и сестры, несмотря на возраст, статус и состояние, образование и его отсутствие быть подлинными Его учениками, возлюбить Его всем сердцем и последовать за Ним.

Аминь.

05 ДЕКАБРЯ / 2015