Осуждение во Славу Божию
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Братья и сестры, с тех пор, как Христос умер и воскрес, точнее, с тех пор, как Он был осужден и умер, всякий достоин смерти, потому что нет никого более святого, чем Христос. Но когда Христос воскрес, всякий достоин воскрешения, потому что нет более драгоценной жизни, чем жизнь того человека, за которого Христос положил свою жизнь. И каждый раз, когда мы читаем Евангелие, братья и сестры, эта книга становится для нас просто книгой, если перед нами нет какого-то человека и, наоборот, когда появляется человек, эта книга вновь оживает и становится Евангелием.

Сейчас идет время Рождественского поста и как всегда любой пост будет преподносить нам что-то, и очень важно для себя определить, почему каждый раз после поста у нас как будто бы не было ни подвигов, ни подвижничества, никакого шествия вперед.

Хорошо сформулировал Преподобный Серафим, что пост, молитва и добрые дела - это все то, что помогает нам стяжать Благодать Духа. Но сам Преподобный Серафим не говорил, зачем нужна Благодать Духа, потому что жил этим, жил во имя человека, во имя тех, кто приходил к нему, и он их вдохновлял, поддерживал, исправлял и т.д. И каждый человек к этому призван. Получается, что сколько бы мы подвигов ни сделали, сколько бы ни попросили, ни помолились, добрых дел ни сделали, но если будет одно то, что не дает воскрешение человеку, который рядом, то все эти подвиги напрасны - это то, что мы называем осуждением.

Осуждение - это грех, который по сути есть брожение состояния человека вне Бога. Христос дает нам ближнего для того, чтобы мы могли осознать с Богом мы или нет. Если мы осуждаем ближнего, значит мы уже без Бога. Если мы унижаем ближнего и как-то перед ним превозносимся, то мы уже без Бога. Это очень важно понять, потому что очень часто христианин может как-то оправдывать осуждение, главное обозначить, что это совершается во имя Божие. Когда, что я сужу человека, говорю о нем плохо и ужасно, ставлю на нем крест и точку, главное сказать, что это во имя Божие. Этот человек не исполняет заповеди, не похож на меня, потому что я - верующий, православный, а этот человек не поступает как я или как другой, и на этом все заканчивается.

Именно поэтому Христос в Евангелие говорит, что те, которые будут убивать вас, они будут думать, что совершают Божие дело. И всякий человек, который находится в осуждении, хоть и не убивает, но он подобен убийце. Если человек кого-то осуждает, он изолирует себя и другого человека, который может быть и нуждается в нашей христианской помощи и поддержке, но так или иначе он отрезает. Он себя считает верующим, христианином, правильно поступающим, но и сам оказывается тоже осужденным. Потому что когда человек теряет своих ближних, близких, когда он остается наедине со своими самыми дорогими, в конечном итоге, он их тоже начинает осуждать и истребляет. Даже тогда, когда мы пытаемся построить наш рай (когда мы строим семью), мы по началу начинаем осуждать ближних, потом мы переключаемся на семью и тоже там истребляем потихонечку, превращая это все в ад.

Конечно, мы никогда не думаем о том, что все к этому приведет. Потому что сегодня мы не наблюдаем за своим сердцем, что сегодня мы осудили кого-то, и это очень важно понимать, братья и сестры. Мы можем сказать, что и нас судят, и о нас говорят плохо, но важно понимать, если христианин действительно со Христом, и когда в него обращены копья, то попадая в нас, на них течет не яд, а кровь Христова, которая оживляет. Очень важно, братья и сестры, никогда не говорить: потому что они так делают или потому что делают другие так и т.д.

Каждый раз когда мы в сомнениях и думаем осуждать/не осуждать, оставлять/не оставлять, бросать/не бросать, мы уподобляемся женщинам, которые пришли на гроб, заглядывают туда и не знают, что делать, пребывая в каком-то оцепенении. И каждый раз оттуда желает выйти Воскресший.

Мы должны понимать, братья и сестры, что каждый раз когда мы совершаем грех, не важно какой, потому что как я сказал в начале, всякий кто осужден, достоин смерти и осуждения, потому что Христос был осужден. Если мы не делаем шаг вперед (не следуем за Христом), значит мы боимся чего-то: умереть, что-то в себе изменить, что человек спляшет на нас или пройдется по нам. И это означает, братья и сестры, что мы не хотим быть со Христом. Каждый раз когда мы так делаем, то заглядываем в пустую могилу, и это означает, что Христос не воскрес или воскрес, но не для нас.

Потому что даже тогда, когда явились эти два блистающих мужа и объявили женщинам о Воскрешении (Лк., 112 зач., XXIV, 1–12), они все равно до конца не понимали, что происходит. И когда они пришли к апостолам, то те тоже восприняли это как ложь. Это важно принять для того, чтобы осознать, что у апостолов (хоть сам Господь их назидал) были такие же искушения, как у нас. Когда мы читаем Евангелие, то понимаем: это делал Христос, а это делали апостолы, но они-то были сильнее, духовнее нас. И мы редко видим смятение и раздрай в их душах, мы видим, что женщины идут на гроб и боятся, а мужчины трепещут и стесняются (из всех только Петр пошел и тоже не понимал, что происходит).

Сегодня, как и в те времена, в основном женщины приходят ко гробу, и грех женщины может заключаться в том, что она постесняется сказать о Воскресшем (что Христос воскрес), а надо это сказать действием. Но очень часто мы ждем, и особенно женщины ждут, что мужчины пойдут первыми в храм (они нас поведут). Это может быть только лет через 60, мы то ждем, что будет через неделю и молимся, чтобы Господь дал силы мужчине, но сами сидим и ничего не делаем. Конечно, бывает и иначе, но в основном это так, а многие мужчины хотели бы прийти, но думают, что там одни женщины и нет мужчин. Они тоже молятся, чтобы мужчин было побольше, тогда пойдут, но это просто поиск компании и друзей.

Это все примеры того, что каждый человек чего-то ждет, хотя Господь уже сейчас и сегодня, и каждый человек именно сидит и ждет, потому что он осуждает, говоря таким образом Богу: "Господи, твоя церковь не идеальна. Если там будет чуть-чуть больше праведников, то я пойду. А если будет побольше мужчин, я тоже пойду, а пока так, то не пойду".

Надо понимать, что осуждение (если оно есть) убивает человека до конца, и если даже сегодня Господь все сделает, как мы захотим, и сегодня же вечером Он нас позовет, то будет что-то снова неидеально. Почему? Это снова о том, что Христа осудили и Христа распяли. И как бы ни была свята Церковь или человек, как бы ни было здесь хорошо, человек будет тянуться к осуждению, потому что святость всегда что-то вызывает, либо ответную любовь и святость, либо осуждение.

Братья и сестры, очень важно поступать так, чтобы не осудить в ответ, даже если человек осуждает как бы во имя Божие, важно не ответить тем же. Потому что осуждение умирает в другом человеке, когда во мне в ответ на осуждение, оно не рождается. Тогда мы просто отпускаем это и говорим: все в Божьих руках, а мы будет продолжать любить этого человека. Тогда многое будет меняться, и каждый день, братья и сестры, мы будем видеть, как Христос по настоящему воскрешается и воскресает, как меняются люди, как наполняется церковь, но каждый раз мы будем осуждены кем-то, и к этому надо быть готовым.

Дай Бог, братья и сестры, чтобы сегодняшнее Евангельское повествование, которое очень сильно напоминает нам наше внутреннее состояние (когда Христа забрали, распяли), когда мы не знаем, что делать в той или иной трудной ситуации, мы должны помнить Его слова, которые неизменны, что так или иначе, Он воскреснет, будет предварять и ждать учеников. Поэтому мы должны понимать, даже если сегодня нам очень трудно перешагнуть через себя, когда мы это сделаем, то там нас будет ждать Воскресший.

Аминь.

06 ДЕКАБРЯ / 2014